УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ ПИАНИСТОВ, КОМПОЗИТОРОВ И ДИРИЖЕРОВ ИМЕНИ С.В. РАХМАНИНОВА
(В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЕМ О МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ ПИАНИСТОВ, КОМПОЗИТОРОВ И ДИРИЖЕРОВ ИМЕНИ С.В. РАХМАНИНОВА, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29.09.2021 №1637 (ДАЛЕЕ – ПОЛОЖЕНИЕ))
- В Международном конкурсе пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова (далее – конкурс) могут принять участие пианисты из всех стран.
- Возраст конкурсантов по специальности «фортепиано» должен быть не младше 16 и не старше 32 лет включительно на момент открытия конкурса 15 июня 2022 года.
- К участию в очных турах допускаются не более 24 пианистов.
- Руководство подготовкой, организацией и проведением конкурса осуществляется дирекцией конкурса, определяемой Министерством культуры Российской Федерации и действующей на основании положения о дирекции конкурса, утвержденного организационным комитетом, и художественным руководителем конкурса, назначаемым приказом Министерства культуры Российской Федерации.
- Заявка на участие в конкурсе (далее — заявка) подается кандидатом на участие в конкурсе (далее — кандидат) до 1 апреля 2022 года через личный кабинет участника на официальном сайте конкурса (далее — официальный сайт). Заявка должна быть заполнена на русском или английском языке по форме, представленной на официальном сайте.
- К заявке прилагаются следующие документы и материалы:
— копия документа, удостоверяющего личность кандидата (паспорт гражданина Российской Федерации — для граждан Российской Федерации, паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, — для иностранных граждан);
— биография кандидата (примерно 1000 знаков);
— 2 цветные фотографии кандидата в цифровом формате с разрешением не менее 300 dpi, включая фотографию крупным планом, подходящую для публикации;
— копия диплома о музыкальном образовании;
— копии дипломов лауреата международных конкурсов за последние 3 года (при наличии);
— банковские реквизиты кандидата (для перечисления премий);
— 2 рекомендательных письма: одно от педагога кандидата, другое от концертирующего исполнителя, дирижера или композитора с международным признанием. Письма должны быть написаны в виде специальной рекомендации кандидата к участию в конкурсе на русском или английском языке.
- Кандидаты по специальности «фортепиано» прилагают к заявке перечень произведений из программы конкурса для их исполнения с указанием тональностей произведений, их частей, а также продолжительности исполнения как произведений для видеоотбора, так и для конкурса. Внесение изменений в указанный перечень допускается только до 1 апреля 2022 года.
- Кандидаты по специальностям «фортепиано» представляют видеозапись исполнения музыкальных произведений, сделанную для участия в конкурсе, неотредактированную, отснятую не ранее, чем в сентябре 2021 года, до участия в конкурсе, строго на одной площадке (далее — видеозапись). Видеозапись должна быть представлена в виде web-ссылки (конкурсанты самостоятельно несут ответственность за работоспособность web-ссылок). Видеозапись должна быть снята с одного места на одну неподвижную камеру без перерывов в ходе исполнения одного произведения и отображать кандидата в полный рост (вид из зрительного зала). Выключение камеры между номерами возможно. Требования к репертуару видеозаписи указываются в программе конкурса.
- Конкурс состоит из отборочного тура и I, II и III (финал) основных очных туров в месте проведения конкурса.
- Отбор кандидатов для участия в I туре проводится по итогам отборочного тура на основании представленных видеозаписей, заявки и приложенных к ней документов и материалов, указанных в разделе «Порядок подачи заявок».
Результаты отборочного тура объявляются дирекцией конкурса до 30 апреля 2022 года проведения конкурса.
Для кандидатов, прошедших отборочный тур, в официальном письме, направляемом дирекцией конкурса, содержится приглашение для участия в очных турах в месте проведения конкурса.
Для кандидатов, непрошедших отборочный тур, в официальном письме, направляемом дирекцией конкурса, содержится информация о решении жюри конкурса о завершении участия кандидата в конкурсе.
- К участию в I туре допускаются не более 24 пианистов, во II туре — не более 12 пианистов, в III туре — не более 6 пианистов.
- I и II туры предполагают сольное исполнение программы конкурса, III тур – проходит в два этапа: выступление с вокалистами и выступление с оркестром.
- Порядок выступлений конкурсантов в I туре определяется жеребьевкой и сохраняется на протяжении всего конкурса. Жюри конкурса имеет право принять решение об изменении порядка выступлений.
- Конкурсантам предоставляются репетиционные классы и время для акустических репетиций перед I туром на сцене концертного зала, где будет проходить конкурс.
- Все произведения исполняются наизусть (за исключением исполнения романсов С.В. Рахманинова на 1 этапе III тура).
- Все очные прослушивания выступлений конкурсантов проводятся публично.
- Итоги прослушиваний выступлений конкурсантов объявляются по окончании каждого тура.
- Конкурсантам, приглашенным на I тур конкурса по специальности «фортепиано» предоставляется проживание в гостинице (одноместное размещение в гостинице не ниже категории «четыре звезды») с даты, указанной в приглашении, и до даты окончания конкурсантами участия в конкурсе, но не позднее 2 дней после окончания участия в конкурсе.
Дирекция конкурса приобретает:
авиа- или железнодорожные билеты (экономического класса) конкурсанту до места проведения конкурса, прошедшему на I тур конкурса по специальности «фортепиано»;
авиа- или железнодорожные билеты (экономического класса) конкурсанту от места проведения конкурса до места проживания конкурсанта после окончания участия конкурсанта в конкурсе или гала- концерте.
Конкурсанту, получившему приглашение для участия в I туре конкурса по специальности «фортепиано» оплачивается питание с даты, указанной в приглашении, и до даты окончания его участия в конкурсе.
- Конкурсанты, получившие приглашение для участия в I туре конкурса по специальности «фортепиано» и проживающие в стране, имеющей визовый режим с Российской Федерацией, должны самостоятельно обратиться в консульство Российской Федерации для оформления визы. Дирекция конкурса обязуется предоставить все необходимые приглашения, но не несет ответственности за получение визы и связанные с этим затраты.
- Конкурсанты, прибывшие для участия в конкурсе и отказавшиеся по какой-либо причине от выступления, берут на себя все расходы по пребыванию и проезду, а также обязаны возместить дирекции конкурса понесенные расходы.
- Для несовершеннолетних участников дирекция конкурса может дополнительно оплатить проезд и проживание одного сопровождающего.
1-я премия — 30000 долларов США и золотая медаль;
2-я премия — 20000 долларов США и серебряная медаль;
3-я премия — 10000 долларов США и бронзовая медаль;
4-я премия — 5000 долларов США и диплом;
5-я премия — 4000 долларов США и диплом;
6-я премия — 3000 долларов США и диплом.
- Премии выплачиваются в рублях по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день выплаты, путем перечисления на банковский счет конкурсанта.
- В зависимости от достигнутых результатов и в пределах установленного количества премий жюри конкурса имеет право:
а) присудить не все премии;
б) делить премии между конкурсантами.
- По специальности «фортепиано» 2 лучших участника II тура, определенные жюри конкурса и не прошедшие в III тур, награждаются дипломами и поощрительной премией в размере 1000 долларов США.
- Решения жюри конкурса окончательны и пересмотру не подлежат.
- По согласованию с организационным комитетом возможно учреждение специальных и дополнительных премий другими государственными, коммерческими, общественными или творческими организациями как российскими, так и зарубежными. Такие премии должны быть согласованы с организационным комитетом не позднее даты начала конкурса.
- Финалисты конкурса на безвозмездной основе принимают участие в церемонии закрытия конкурса и 2 концертах лауреатов. Финалисты конкурса также принимают участие в гастролях лауреатов по России и за рубежом.
- Все туры конкурса могут транслироваться в прямом эфире телевизионных передач и записываться для последующих трансляций и изданий на аудио- и видеоносителях. Конкурс частично или полностью будет доступен для просмотра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
- Дирекция конкурса обладает исключительными правами на трансляцию, аудио- и видеозаписи конкурса и заключительного концерта лауреатов, а также на дальнейшее использование указанных материалов.
- Конкурсанты обязуются подписать документ, подтверждающий отсутствие претензий на использование дирекцией конкурса материалов, указанных в пункте 3 «Особых условия конкурса». Дирекция конкурса не несет финансовых обязательств перед конкурсантами за использование полученных материалов.
- Дирекция конкурса не обеспечивает конкурсантов и сопровождающих их лиц какими-либо видами страхования.
- Заявка является свидетельством того, что участник конкурса полностью принимает и обязуется выполнять условия, изложенные в настоящем Положении.
- Жюри конкурса формируется из числа видных деятелей мировой музыкальной культуры и утверждается организационным комитетом.
- Жюри конкурса в своей работе руководствуется положением о жюри конкурса, утверждаемым организационным комитетом.
- Гостями конкурса являются представители средств массовой информации, а также граждане Российской Федерации и иностранные граждане, которые приобрели билеты на мероприятия, проводимые в рамках плана основных мероприятий по подготовке и проведению конкурса или получившие приглашение от дирекции конкурса, а также лица, сопровождающие участников конкурса.
- Вся информация, размещенная на официальном сайте, является корректной на момент публикации. При этом организационный комитет вправе вносить при необходимости изменения. В случае возникновения разногласий в прочтении текстов и условий между русскоязычной и англоязычной версиями предпочтение отдается русскоязычной версии.
Общие положения
1) Все произведения исполняются целиком и наизусть. Романсы С.В. Рахманинова на 1 этапе III тура исполняются по нотам. Общее время исполнения, которое будет строго соблюдаться, не включает паузы между произведениями. Жюри имеет право остановить исполнение, если конкурсант превышает отведенное время. Право повторений остается на усмотрение конкурсанта.
2) Конкурсант должен предоставить по две копии нотных изданий, которыми он пользовался при подготовке к исполнению каждого произведения.
3) Изменения в представленном репертуаре или в заявленном порядке исполняемых произведений могут быть сделаны только с разрешения Дирекции Конкурса.
4) Все произведения исполняются на конкурсе только один раз. Однако возможно повторение на очных турах Конкурса программы отборочного тура.
5) Минимум в одном очном туре конкурсант должен исполнить произведения зарубежных композиторов, написанных в период с 1887 по апрель 1943 г.
6) При подаче заявки необходимо обязательно указывать годы создания пьес и хронометраж
Отборочный тур (по видеозаписям)
Свободная программа по выбору кандидата — не менее 20 и не более 30 минут.
Тур I
Сольная программа, включающая произведения С.В. Рахманинова, написанные в период с 1887 по апрель 1943 г., а также произведения русских и/или зарубежных композиторов, написанные в этот же период, продолжительностью не менее 30 и не более 35 минут, включающая следующие части:
1)С.В. Рахманинов. Малые формы (миниатюры, этюды-картины, прелюдии, транскрипции, произведения из ор.3, op.10, Шесть музыкальных моментов (части цикла) и др. Продолжительность — не менее 15 минут.
2) Музыка русских и/или зарубежных композиторов по свободному выбору конкурсанта.*
Продолжительность — не менее 15 минут.
*Допускается исполнение только оригинальных произведений. Исполнение транскрипций и парафраз допускается только тех произведений авторов, которые за основной материал брали свои собственные произведения, например: И. Стравинский — «Петрушка,» «Регтайм»,» Танго»; С. Прокофьев — Скерцо и марш из оперы «Любовь к трём апельсинам», Д. Шостакович — Полька из балета «Золотой век», М. Равель — «Вальс» и др.
Тур II
Сольная программа, включающая произведения С.В. Рахманинова, написанные в период с 1887 по апрель 1943 г., а также произведения русских и/или зарубежных композиторов, написанные в этот же период, продолжительностью не менее 50 и не более 55 минут, включающая следующие части:
1) С.В. Рахманинов. Крупные формы (Вариации на тему Корелли, Вариации на тему Шопена, Шесть музыкальных моментов (весь цикл), Соната для фортепиано № 1 ре минор, ор. 28, Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 36 (первая, вторая редакции). Продолжительность — не менее 25 минут*.
2) Музыка русских и/или зарубежных композиторов по свободному выбору конкурсанта.** Крупные и малые формы. Продолжительность — не менее 25 минут***.
*В случае если продолжительность звучания произведения крупной формы менее 25 минут, то следует добавить для исполнения другие произведения С.В. Рахманинова (вне зависимости от формы).
**Допускается исполнение только оригинальных произведений. Исполнение транскрипций и парафраз допускается только тех произведений авторов, которые за основной материал брали свои собственные произведения, например: И. Стравинский — «Петрушка,» «Регтайм»,» Танго»; С. Прокофьев — Скерцо и марш из оперы «Любовь к трём апельсинам», Д. Шостакович — Полька из балета «Золотой век», М. Равель — «Вальс» и др.
***В случае если время звучания музыки С.В. Рахманинова составляет не более 30 минут.
ТурIII
1 этап (с участием вокалистов)
Исполнение романсов С. В. Рахманинова для тенора (сопрано) и фортепиано по выбору конкурсанта из списка (возможно исполнение романсов для разных голосов: сопрано или тенора):
Продолжительность: не более 25 минут
- «Арион», сл. А. С. Пушкина, соч. 34, № 5 для тенора
- «Ау!», сл. К. Бальмонта, соч. 38, № 6 для тенора (сопрано)
- «Буря», сл. А. С. Пушкина, соч. 34 № 3 для тенора (сопрано)
- «В молчаньи ночи тайной…», сл. А Фета, соч. 4, № 3 для тенора (сопрано)
- «Весенние воды», сл. Ф. Тютчева соч. 14, № 11 для тенора (сопрано)
- «Ветер перелётный», сл. К. Бальмонта, соч. 34, № 4 для тенора (сопрано)
- «Вокализ», соч. 34, № 14 для тенора (сопрано)
- «Всё отнял у меня», сл. Ф. Тютчева, соч. 26, № 2 для тенора
- «Всё хочет петь» (без опуса), сл. Ф. Сологуба для тенора (сопрано)
- «Давно ль, мой друг», сл. А. Голенищева-Кутузова, соч. 4, № 6 для тенора
- «Диссонанс», сл. Я. Полонского, соч. 34, № 13 для сопрано
- «Дитя! как цветок, ты прекрасна…» сл. А. Плещеева (из Гейне), соч. 8, № 2 для тенора
- «Здесь хорошо…», сл. Г. Галиной, соч. 21, № 7 для тенора (сопрано)
- «К ней», сл. А. Белого, соч. 38, № 2 для тенора
- «Как мне больно…», сл. Г. Галиной, соч. 21, № 12 для тенора (сопрано)
- «Какое счастье…», сл. А. Фета, соч., 34 № 12 для тенора
- «Крысолов», сл. В. Брюсова, соч., 38 № 4 для тенора
- «Маргаритки», сл. И. Северянина, соч. 38, № 3 для тенора (сопрано)
- «Мелодия», сл. С. Надсона, соч. 21, № 9 для тенора (сопрано)
- «Молитва», сл. К. Романова (без опуса), для тенора (сопрано)
- «Муза», сл. А.С. Пушкина, соч. 34, № 1 для тенора
- «На смерть чижика», сл. В. Жуковского, соч. 21, № 8 для тенора (сопрано)
- «Не верь мне, друг!..», сл. А. К. Толстого, соч. 14, № 7 для тенора
- «Не может быть!..», сл. А. Майкова, соч. 34, № 7 для тенора
- «Не пой, красавица…», сл. А.С. Пушкина, соч. 4, № 4 для тенора (сопрано)
- «Ночь печальна», сл. И. Бунина, соч. 26 № 12 для тенора (сопрано)
- «Ночью в саду у меня…» сл. А. Блока, соч. 38, № 1 для тенора (сопрано)
- «Они отвечали», слова В. Гюго (перевод Л. Мея), соч. 21, № 4 для тенора (сопрано)
- «Отрывок из Мюссе», сл. А. Мюссе (перевод А. Апухтина), соч. 21, № 6 для тенора
- «Покинем, милая», сл. А. Голенищева-Кутузова, соч. 26, № 5 для тенора
- «Пощады я молю», сл. Д. Мережковского, соч. 26, № 8 для тенора
- «Речная лилея», сл. А. Плещеева из Гейне, соч. 8, № 1 для тенора (сопрано)
- «Сирень», сл. Е. Бекетовой, соч. 21, № 5 для тенора (сопрано)
- «Сон», сл. Ф. Сологуба, соч. 38, № 5 для тенора (сопрано)
- «У моего окна…», сл. Г. Галиной, соч. 26, № 10 для тенора (сопрано)
- «Фонтан», сл. Ф. Тютчева, соч. 26, №11 для тенора (сопрано)
- «Эти летние ночи…» сл. Д. Ратгауза, соч. 14, № 5 для тенора (сопрано)
- «Я жду тебя…» сл. М. Давидовой, соч. 14, № 1 для сопрано
- «Я не пророк», сл. А. Круглова, соч. 21, № 11 для тенора
- «Я опять одинок», сл. И. Бунина, соч. 26, № 9 для тенора
2 этап (с участием оркестра)
Два концерта для фортепиано с оркестром, написанные в период с 1887 по апрель 1943 г.
Минимум один из концертов должен быть написан С.В. Рахманиновым, но также возможно исполнение двух концертов С.В. Рахманинова. «Рапсодия на тему Паганини» op. 43, также относится к концертам.